Мозаика из камня и гальки: мастер-класс. Мозаика из камней своими руками (мастер-класс, пошагово, фото) Материалы, необходимые для создания мозаики из камней

Каменная – древнейший вид этого прикладного искусства. Причем материалом может выступать как дорогой облицовочный камень, так и самая простецкая – результат все равно будет очень эффектным. Ну а выбор цвета, обработки и даже породы камня зависит от стиля интерьера.

Камень – материал, обладающий исключительной уникальностью цвета, рисунка и поверхности. Они настолько характерны, что даже сочетанием кусочков разной формы и блеска можно получить фактурное интересное покрытие. Так, например, и создавали первую мозаику: из цветной речной гальки, выкладывали узоры на садовых дорожках и во дворах.

О том, что такое каменная мозаика, расскажет данное видео:

Отличительные особенности

Каменная мозаика от всех остальных отличается несколькими особенностями:

  • материалом может выступать абсолютно любой камень: и малахит, песчаник и галька, туф и даже осколки . Любой камень неповторим;
  • форма камня может быть любой, все зависит от характера панно. Из той же гальки мозаику собирают без всякой дополнительной обработки, пользуясь естественной формой. Из поделочного камня для флорентийской мозаики выпиливают фрагменты требуемой формы;
  • укладка камня – дело очень и очень непростое. Если для создания мозаичной гравийной дорожки особых умений не требуется, скорее, понадобится большое терпение, то при создании изображения из осколков мрамора нужен высокий уровень мастерства. Каменная мозаика такого рода – для пола, для стен, изготавливается на заказ или приобретается в готовом виде.

Мозаика из натурального камня своими руками (фото)

Характер применения

Кроме того, при выборе следует учитывать и характер применения:

  • Мозаика на полу должна соответствовать условиям эксплуатации в здании.
    • Так, мрамор, являясь материалом исключительно декоративным, прекрасно подходит для облицовки и полов, и стен, но лишь в помещениях со средним уровнем посещаемости. Мрамор склонен к истиранию, так что при большой нагрузке быстро теряет свой блеск. Гранит, например, гораздо устойчивее, так что лучше подходит для отделки полов в общественных зданиях.
    • При выборе необходимо учитывать и скользкость. Полированные плитки, даже каменные отличаются довольно высокой скользкостью. Зачастую этот параметр игнорируют, но если речь идет о квартире, где живут дети, от укладки мраморной мозаики на пол желательно отказаться.
  • Мозаику на крыльце или подъездной дорожке выполняют из камня, хорошо переносящего мороз. Из облицовочных пород на эту роль больше всего подходят гранит, базальт, из искусственных – . Стойкость к износу здесь тоже нужно учитывать.
  • Панно на стене может быть собрано из любых пород: малахита, оникса, лазурита, яшмы, агата и так далее. Стоимость такого изделия чрезвычайно высока. Однако и сравнить что-либо с великолепием каменной отделки весьма сложно. А вот в интерьерах современных такая «роскошь» в виде картины-мозаики из натурального природного камня будет избыточной. В техно или минимализме предпочтение отдается «скромному» камню с тонкой игрой оттенков.

Размеры и форма

В отличие от форма каменных чипсов не регламентируется. В зависимости от типа мозаики форма ее составляющих колеблется в довольно широких пределах.

  • Обычным сырьем выступают плитки цветного камня толщиной в 8–12 мм. Такие плитки распиливают на прямоугольники, а прямоугольники раскалывают. Полученные фрагменты зачастую имеют неправильную форму и острые края, которые удаляют кусачками.
  • Для геометрически правильной мозаики, пластину распиливают на правильные фрагменты – квадраты, прямоугольники и треугольники. Более сложные формы из камня исключительно редко встречаются, так как расход материала при этом очень велик.
  • В среднем величина таких фрагментов приблизительно равна квадрату 5*5 см, бывает и меньше. Размер чипсов зависит от величины всего панно. Если мозаика не превышает 60*60 см, то чипсы должны быть не более чем 5*5 см. Если в целом длина полотна достигает 1 м, то размер фрагментов может увеличиваться до 7*7, 10*10 см.
  • Чипсы собирают в модули с размерами 30*30 см – не более. Материал весьма тяжел и укладывать более крупные листы сложно. Собирают мозаику в мастерской, а к месту отделки транспортируют в виде готовых модулей вне зависимости от того, какую площадь занимает готовая мозаика.

Классификация

Самой популярной классификацией для каменной мозаики является указание на породу камня. На самом деле такое разделение более чем условно, поскольку мозаика может комбинировать материал очень разного плана и включать вставки перламутра, золота, серебра, . Конечно, такой вариант более присущ отделке мебели, но и при облицовке стен , и является популярным приемом.

По стоимости материала

Несколько практичней классификация по стоимости материала:

  • мозаика из драгоценных и полудрагоценных камней – таким образом отделывают фрагменты мебели, шкатулки, вазы и другие небольшие предметы;
  • панно из поделочного камня – это малахит, яшма, лазурит, агат, змеевик и другие материалы яркого цвета, с характерным узнаваемым рисунком;
  • отделка из облицовочного камня – мрамора, гранита, базальта, лабрадорита. Несмотря на красоту и изысканность породы относятся к материалу более доступному по цене;
  • мозаика из простого или «дикого» камня – это галька, туф, песчаник, собственно, любой природный материал, подвергшийся какой-то обработке или в естественном своем виде;
  • панно из искусственного камня – чипсы можно изготовить из керамогранита, хотя это весьма условный камень, из агломератов на основе полиэфирной или акриловой смолы и даже из . Хотя это и самый доступный вариант, он может быть весьма привлекательным.

По способу обработки поверхности

Кроме того, мозаичные фрагменты разделяют по способу обработки поверхности, если он есть. Предполагаются всего 2 возможности:

  • полированная – перед резкой каменную пластину шлифуют и полируют. Камень при этом обретает яркий блеск, рисунок становится более выразительным, цвет – интенсивным. Такой способ обработки чаще всего применяют к поделочным и облицовочным породам;
  • состаренная – или античная. Ее получают обработкой плитки в пескоструйном или галтовочном аппарате. При этом поверхность чипсов становится матовой, слегка шершавой, а края обтачиваются. Старинный вид больше подходит обычному камню, придавая ему налет благородства.

По назначению

По назначению каменную мозаику разделяют на 2 следующих вида:

  • фоновая мозаика – состоит из фрагментов одинакового цвета, приблизительного одинакового размера из одной и той же породы камня. Возможно использование двух оттенков, если формируется фон с геометрическим узором;
  • мозаичное панно – изображение, имеющее сюжет или сложный замысловатый узор. Здесь применяются все возможные оттенки, разные формы, а зачастую и разные породы камня. Панно может быть выполнено на фоне мозаики или быть вставкой при отделке другими материалами.

Изготовление мозаики

Изготовление мозаичного панно из камня разительно отличается от сборки и укладки любого другого варианта. Связано это и с особенностью самого материала, и с методами укладки.

Основные этапы работы следующие:

  1. создание макета или акварельного рисунка;
  2. разбивка изображения на отдельные элементы – по величине цветных участков;
  3. подбор материала по цвету и фактуре;
  4. нарезка камня;
  5. формирование мозаичных модулей;
  6. соединение модулей;
  7. соединение всех фрагментов, составляющих единую картину;
  8. шлифовка и полировка готовой мозаики.

Эта работа очень сложна, трудоемка и занимает массу времени. Кроме того, в зависимости от способа укладки и типа мозаики этапы укладки реализуются по-разному.

О производстве мозаики из камня рассказывает данный видеосюжет:

Флорентийская

Флорентийская мозаика из камня — особенное дело. Готовое изображение предварительно разбивают на фрагменты, величиной примерно соответствующие 30*30 см. Примерно, поскольку форма таких элементов может быть сколь угодно неправильной. Такие элементы могут выполнять разные люди, поскольку при правильной разбивке и качественном выполнении разницы не ощущается.

  1. Каждый такой фрагмент разбивается на элементы – участки разного цвета.
  2. По контуру фрагмента вырезают пластинку из шифера. На шифере размечают форму и месторасположение каждого кусочка камня. Для разметки используют медный карандаш. Пластинку, чтобы отметки не стерлись, покрывают прозрачным лаком.
  3. По рисунку подбирают каменные пластины соответствующего оттенка.
  4. Из пластины алмазным кругом вырезают кусочек камня нужного цвета и формы. Затем кусочек шлифуют до тех пор, пока он не будет в точности соответствовать шаблону. Элемент притирают абразивом, пока шов не станет незаметным.
  5. Приклеивают фрагмент на шиферную пластинку мастикой.
  6. Следующую деталь изготавливают таким же образом и также плотно подгоняют. Получаемая поверхность должна быть совершенно ровной и гладкой.
  7. Чтобы придать большую прочность готовому изделию, с обратной стороны подливают гипс.
  8. Выравнивают одну сторону модуля, затем шлифуют его лицевую поверхность. Выравнивают вторую сторону: для этого аккуратно стирают гипс, шлифуя фрагмент с нижней стороны.
  9. Когда нижняя сторона элемента станет ровной и гладкой, мозаику крепят на постоянное основание.
  10. Все части панно подшлифовывают друг к другу и склеивают. Для этого элементы размещают лицевой стороной на стекле. На стекло предварительно укладывают кальку. Мозаику выравнивают, снова шлифуют и полируют, чтобы довести до совершенства.

Все элементы флорентийской мозаики точно подогнаны друг к другу, чтобы создавалось впечатление, что изображение состоит из одного куска камня.

Основные работы по изготовлению элементов и шлифовки производят на плоско-шлифовальном станке с абразивно-алмазным инструментом. Для облицовки и полировки используют алмазную пасту или окись хрома. Для соединения применяют эпоксидный клей.

Пол из каменной мозаики в душе

Римская

Суть технологии такова: на полу или стене формируется ложе из или . Для каждого фрагмента в грунте вырезаются углубления и покрываются цементирующим грунтом. Каждый камень укладывается в свою выемку и закрепляется.

  1. При таком способе укладки размеры и форма чипсы не имеет никакого значения. Для римской мозаики материал изготавливают впрок: нарезают каменные пластинки и сортируют по цвету и тону. А затем при укладке используют уже готовые элементы.
  2. В качестве основы под панно может применяться текстолит, гетинакс, камень средней плотности.
  3. Создают акварельный рисунок и переносят на основу. Затем изображение разделяют на отдельные элементы и подбирают камни по цвету.
  4. Подходящий по размерам и цвету элемент приклеивают на основу. О точности подгонки камней друг к другу можно не беспокоиться. При необходимости используют пинцет.
  5. В качестве клея можно использовать обычный эпоксидный. Однако известные мастера предпочитают пульвербакелит. Он сохнет в течение 1,5–2 месяцев, что позволяет в течение всего этого времени внести в рисунок поправки, изменив какие-то элементы.

Можно ускорить схватывание, если прогревать мозаику при температуре в 40 С.

После высыхания мозаику шлифуют чугунным притиром с карбидом кремния или бора. Полируют изображение курантом из халцедона с алмазной пастой и зеленым крокусом. Панно промывают водой и укладывают под груз, чтобы основание от воды не «повело».

Русская

Так чаще всего называют наиболее дорогие виды мозаики из поделочного или драгоценного камня. Изображения здесь как такового нет: картина представляет собой некий орнаментальный узор, который мог бы возникать на камне подобных размеров. При этом природный рисунок камня сохраняется, но приобретает несвойственную естественному художественность и симметричность.

  1. Для панно из среднего камня – мрамора, змеевика, а также или металла изготавливают основу, в точности соответствующую форме.
  2. По шаблону получают пластинки из камня и приклеивают их эпоксидным клеем. Можно использовать и другие походящие мастики.
  3. Пластинки зашлифовывают друг с другом так, чтобы возникало впечатление монолитного куска камня. Подбирают, соответственно, не только по цвету и оттенку, но и по рисунку.
  4. Готовое изделие шлифуют и полируют.

Возможно изготовление мозаики на сферических и других криволинейных плоскостях. В этом случае пластинки нужной формы вырезают из плиток на шлифовальных станках с помощью профильных абразивных кругов. Затем фрагменты притирают друг к другу и накладывают на основание.

Про изготовление, укладку и затирку для мозаики из натурального и искусственного камня читайте ниже.

Своими руками

Создать каменное панно можно и самостоятельно, если использовать более доступные материалы с более низкой стоимостью. Технология при этом упрощается, хотя многие этапы повторяются.

Камень для мозаики чаще всего подбирают по размерам и цвету, а не нарезают. Проще всего использовать для морскую гальку, чья округлая выпуклая форма выглядит привлекательно. Чтобы получить цветное изображение, гальку предварительно покрывают цветной эмалью.

Изготавливать мозаику желательно на месте, и, так же как поступают профессиональные мастера, закреплять на основание. В качестве последнего применяют фанерные щиты, толщиной от 12 до 18 мм – это зависит от величины панно. Фанеру покрывают несколькими слоями какого-либо водонепроницаемого состава и вырезают из листа основание нужной формы.

Основанием может быть деревянным. Его обрамляют деревянными или металлическими рейками, чтобы и камни не выступали над поверхностью. Также можно изготовить и бетонные плиты толщиной от 12 до 50 мм. Бетон обязательно армируется сеткой, чтобы предотвратить растрескивание.

  1. На основание переносится рисунок – орнамент или изображение.
  2. Камни можно выкладывать на цементный состав, на эпоксидный клей, казеин и даже битумную мастику. Технология сходна с римской укладкой: камень подходящего цвета приклеивают на его место и прижимают. Подгонка элементов друг к другу не проводится.
  3. Мозаику выравнивают – используется для этого металлическая линейка или даже резиновый молоток. Полученная поверхность может быть и неровной, но высота всех элементов должна быть одинаковой.
  4. Если швы между элементами кажутся слишком большими, можно заполнить их таким составом: камень подходящего оттенка растирают и смешивают с клеем ПВА, чтобы получить пасту нужного цвета. Таким составом заполняют зазоры и полируют его после высыхания.
  5. Каменную мозаику по готовности накрывают влажной тканью, и оставляют на 7 дней, чтобы клей или цемент схватился.

Есть и другой способ, если речь идет о фоновой мозаике, то есть, одноцветной или миксе из близких оттенков. Такой вариант ничем не отличается от : чипсы примерно одинаковой формы закреплены на полимерную сетку.

Укладывается он совершенно традиционным способом: приклеивается на плиточный клей так, чтобы модули были плотно состыкованы и производили впечатление цельной поверхности. Клей схватывается намного быстрее, так что через сутки поверхность затирают обычными составами. Это наиболее простой способ или каменной мозаикой.

О цене на мозаику из натурального и искусственного камня читайте ниже.

Стильная мозаика из морских камней

Стоимость изделий и работ

Камень, даже самый простой – материал куда более дорогостоящий по сравнению с любыми другими вариантами. Такая отделка требует больших расходов, даже если используется только фоновая мозаика.

  • Так, мозаика из камня в виде сетки из гальки из Китая размерами в 30–34 см обойдется в 300–500 р. А такой же модуль из гальки меньших размеров, непривычного цвета – слоновая кость «потянет» уже на 1700 р. за шт.
  • Испанская мозаика – самый простой микс, стоит от 4500 до 7500 р. за модуль. Модуль-панно с геометрическим орнаментом обойдется в 18 тыс. р.
  • Стоимость каменного панно-изображения варьируется весьма существенно в зависимости от размера, сюжета и, конечно, используемого материала. Например, мраморное панно – натюрморт с фруктами, площадью в 0,9 кв. м. стоит 84 856 р.

Работа по укладке оценивается тоже очень по-разному. Монтаж мозаики из камня на сетке приравнивается к облицовке керамикой и оценивается примерно в 1800–2000 р. за кв. м покрытия. Укладка мозаичного панно и фоновой мозаики, по сути, сводится к креплению плитки-основы на поверхность.

Как правило, мозаичные мастерские, изготавливающие декоративное панно, включают установку в стоимость. Подготовка основы при этом либо оценивается отдельно, либо проводится самостоятельно.

Каменная мозаика невероятно разнообразна. Это может быть и красочное изображение из поделочного камня, и сложный узор русской мозаики, и простой орнамент из гальки. Какой бы вариант ни был выбран, известно одно: ничто не придает комнате столько индивидуальности, сколько эта удивительная отделка.

Хотите выложить мозаику из камня, но не знаете, какой рисунок выбрать? Тогда вам поможет видео ниже:

Изготовление мозаики из гальки пошаговый мастер класс: фото, видео.

Природная галька – это уникальный материал, камень округлой формы с закруглёнными краями, такую форму камень получает в процессе шлифовки о другие камни под воздействием воды, течения или волн прибоя в береговых зонах морей, рек, озёр.

Галька бывает самых разнообразных форм, размеров и цветовых оттенков, это отличный материал для изготовления мозаики, мощения садовых дорожек, декорирования прудов, фонтанов, клумб, самых разнообразных элементов декора.

Что можно ещё сказать в пользу гальки, мозаики из гальки очень долговечны, некоторые мощения из гальки тысячелетней давности сохранились до наших дней.

Мозаика из гальки: сделаем своими руками.

Хотите сделать мозаику своими руками? Нет ничего проще, но для начала понадобится запастись материалами. И первое что вам понадобится конечно же галька, можно использовать любую гальку – речную, озёрную, но самой лучшей считается морская галька. Нужно насобирать гальку, найти её можно в прибрежных зонах водоёмов, также гальку используют для отсыпки дорожных покрытий, насобирать её можно и на обочинах дорог.


Для самодельной мозаики нам ещё понадобится песок, цемент и вода. Из инструментов: шпатель для гипса или строительный мастерок, деревянный или резиновый молоток (киянка), большой деревянный брусок, малярная кисть.

Приступаем к изготовлению мозаики и первым делом подготовим основание.

Выберем слой грунта на глубину примерно 10 см, затем засыплем слой песка 5 см и хорошенько его утрамбуем.


Поливаем песок водой и ещё раз трамбуем и ровняем создаём горизонтальную плоскость.


Теперь нужно придумать узор для мозаики, на этом этапе можно потренироваться и попробовать выложить узор прямо на песке, подкорректировать его.


Если всё получается, можно приступать к укладке на цементный раствор. Разбираем мощение и засыпаем основание слоем сухой бетонной смеси.

Состав смеси для мозаики из гальки:

  • Песок просеянный – 5 частей.
  • Цемент М400 – 1 часть.

Смесь нужно хорошо вымешать в широкой ёмкости до однородной массы. Слой засыпки сухой бетонной смеси примерно 3 см. Разравниваем засыпанную смесь шпателем, создаём ровную поверхность.

Приступаем к укладке гальки, начинаем формировать узор с центра, с помощью верёвки и двух гвоздей нарисуем несколько кругов и будем на них ориентироваться при укладке камней.


Укладываем камни на ребро, погружаем камни в сухую смесь на 1/3, гальку нужно укладывать очень плотно.


Выравниваем камни в горизонтальной плоскости, для этого используем брусок и молоток.


Выкладываем весь узор до краёв, края мозаики укрепляем большими широкими камнями или тротуарной плиткой.

Теперь поливаем мозаику водой из шланга или лейки, поливать нужно умеренно. Затем укрываем мощение полиэтиленовой плёнкой и оставляем на пару суток, чтобы бетонный раствор хорошо схватился.

По истечению двух суток, снимаем плёнку, проверяем укладку, теперь нужно засыпать щели между камнями, используем также сухую цементную смесь.


Слегка увлажняем сухую смесь из поливочного шланга или лейки, остатки смеси с камней убираем щеткой.


4316 0 1

Увидеть красоту в обычных булыжниках или как я делал каменную мозаику

16 сентября, 2016
Специализация: филологическое образование. Опыт работы строителем - 20 лет. Из них последние 15 лет руководил бригадой в качестве прораба. Про строительство знаю все – от проектирования и нулевого цикла до оформления интерьера. Хобби: Вокал, психология, перепеловодство.

Приветствую вас, любезные мои читатели!

В детстве я любил собирать, как и наверняка, многие из вас, разнообразные камешки. Природа, с ее безудержной фантазией, на славу потрудилась над каждым из них. Все они уникальны и имеют только свой размер, цвет, фактуру и форму.

Копаясь недавно на дачном участке, я вдруг внезапно понял, что всю жизнь собирал камни, теперь же настала пора разбрасывать их. А если без лишнего пафоса – я придумал, как использовать их красоту. А именно – захотелось мне выложить на участке каменную мозаику.

Ода камню

Природа постаралась придать свой неповторимый образ каждому из камешков. Они могут быть:

  • однотонные и многоцветные;
  • в крапинку, узорчатые, полосатые, с прожилками, с блестящими вкраплениями и пр.;
  • тонкие и длинные;
  • круглые и толстые;
  • плоские, наподобие монет.

Та же матушка-природа по максимуму проверила свои изделия на прочность. Бурные волны океанов и морей либо стремительные речные потоки, оторвав от основы угловатые булыжники, перетирают их между собой, граня и ошлифовывая, как талантливейший ювелир.

Лишь после такой тщательной многовековой «огранки» водой гальку с абсолютно гладкой поверхностью волны выбрасывают на морской или речной берег. До такого финала дотягивают только наиболее прочные камешки.

Разнообразный внешний вид, долговечность и прочность делают такой крупный гравий и мелкий галечник идеальный основой для воспроизведения оригинальных мозаичных узоров либо целых композиций.

Как я убедился лично, процесс воссоздания натуральной каменной мозаики необычайно увлекателен, однако потребует от вас фантазии, определенных затрат времени и несомненно – терпения.

Как сделать мозаику

С тем, чтобы ваше произведение сохранялось многие годы, предельно важно подготовить под него надежное основание.

Как подготовить основание под ваш шедевр

  1. Сначала мне пришлось снять плодородный (верхний) слой грунта. Хочу вас сразу предупредить, что минимально, глубина траншей должна составлять 25 сантиметров. Если мозаика будет претерпевать повышенные механические нагрузки (например, по ней будут ездить машины), глубину придется увеличить.
  2. Чтобы настил был устойчивым, его надо укрепить бордюром. Я выложил его из брусчатки, но можно сделать окантовку и из валунов. При предполагаемых повышенных нагрузках, ее следует посадить на цементно-песчаный раствор.
  3. Далее я засыпал в траншею несущую подушку из щебенки ( примерно 15 сантиметров) и тщательно утрамбовал.
  4. После этого, поверх щебенки я насыпал слоем в 10 сантиметров сухую смесь из цемента и песка. Это и есть основное поле деятельности. В него следует аккуратно вдавить отобранные камешки. А затем обильно полить их водой.

Технология изготовления мозаики

Я рекомендую вам первоначально выложить рисунок на песке, использовав соответствующий шаблон. И лишь после этого перенести композицию на основу из раствора. Если же вы уверены в том, что глазомер вас не подведет, выкладывайте мозаику без предварительных «репетиций».

Еще один совет, «выстраданный» мной на собственном опыте — для своего первого шедевра вам лучше всего подобрать небольшую площадку, вдали от значимых мест участка и простой рисунок.

  1. Выложите гальку, в соответствии с композицией, на сухую песчано-цементную смесь.
  2. Поверх рисунка уложите доску и аккуратно надавите. Так покрытие получится более ровным.
  3. Камни из основания должны выступать сантиметра на 4-5. Если возникнет нужда, еще подсыпьте сухой смеси.
  4. Далее полейте рисунок водой. Лучше всего — из распылителя.
  5. Через неделю по мозаике можно будет ходить. На это время укройте ее пленкой от дождя и жаркого солнца.

Творческий процесс

Моей «пробой пера» стали отдельные пошаговые плиты. Формой для их изготовления мне послужил большой пластиковый поддон под .

  1. Для производства таких плиток вам нужен будет цементно-песчаный раствор. Заполните им гибкую формочку, слой должен быть примерно 5 см. Далее выровняйте поверхность.

  1. Рисунок тут можно придумывать по наитию либо составить его заранее. Чтобы галька держалась прочно, лучше вдавливать ее ребром, а не плоской стороной.
  2. Пока композиция будет просыхать, укройте ее пленкой от лучей солнца.
  3. Выждите минимум сутки, перед тем как вынуть плитку из поддона. Оставшийся на ней раствор смойте либо ототрите щеткой.
  4. Полностью ваши изделия просохнут спустя две недели.

Немного о том, что еще можно сделать из гальки.

  1. И простая укладка одноцветного, равного по размеру галечника поперек либо вдоль композиции уже смотрится красиво. Но лучше для мозаики подойдут продолговатые широкие камешки разных форм и цветов.
  2. Подле светлых цветков из гальки можно выложить струящиеся ленты из коричневого, красного, черного, бежевого и серого гравия. Подобный оригинальный узор придаст садовой территории изысканное изящество.
  3. Пустые пространства меж плитами либо не вымощенные места участка являются идеальными площадками для каменной мозаики, ее рисунок и форма ограничены лишь вашей фантазией.

Под сложные рисунки и узоры вам понадобится значительный запас гальки и гравия разных форм и цветов. Мозаику можно дополнить вставками из разноцветного битого стекла.

Вывод

Украсив свой участок каменной мозаикой, вы оригинально обустроите его, при этом повысив комфортабельность своих владений. Если у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях. Засим прощаюсь, и успехов вам в ваших начинаниях.

16 сентября 2016г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

Мозаика из камня и гальки: мастер-класс.

Узорная мозаика из гальки считается самым простым вариантом декоративной мозаики из камня. В научной литературе и не только ее можно встретить под названием пелльской мозаики или мозаика Пеллы.

Небольшая справка: Пелле - столица древней Македонии, при раскопках которой были обнаружены очень хорошо сохранившиеся полы, украшенные узорами из разноцветных мелких камней. Те работы признаны шедеврами мозаичного искусства, настолько продумано в них сочетание цветов в очень сложном по замыслу рисунке.
Существует несколько способов создания мозаики из гальки и и тот, что предлагается ниже наиболее простой их них.
Сначала о материале для работы: подойдет любая галька величиною от крупной вишни до среднего куриного яйца. Не обязательно, чтобы она была гладкой и отшлифованной водой до овальной формы. Можно использовать и то, что далеко от идеала и даже более того, если подбирается материал для мощения дорожки или украшения стены, то лучше подбирать камни с выступами. Они гораздо прочнее закрепляются в цементном растворе.
Небольшая информация из учебника по мозаичным работам: мозаика из гальки - одна из немногих, что допускает "смешивание" материалов. Разрешается использовать небольшие кусочки отделочной плитки, осколки стекла, морские ракушки или их части интересной формы. Нет ограничений и в выборе камней. Отменено даже ранее существовавшее требование, обязывающее придавать их краям округлую форму. Современные затирочные пасты способны замаскировать любые "погрешности" формы.
Работу по изготовлению мозаики из камня можно условно разделить на два этапа: создание рисунка и заливка его скрепляющим раствором. Далее подробнее о первом этапе.

Еще в 20-ом веке рисунок мозаики из гальки создавался примерно так же, как это делали неизвестные мастера Древнего Мира и любые попытки внести небольшие поправки в технологию воспринималось как кощунство. Связано такое неприятие было в первую очередь со страхом, что со временем весь процесс ее изготовления удастся механизировать и мастера потеряют работу, а сама мозаика как вид декоративно-прикладного искусства обесценится. Честно говоря, такие попытки предпринимались и предпринимаются до сих пор, но камень как материал слишком разнообразен по форме и цвету и создавать сложные рисунки из него пока не под силам самым «умным» машинам, поэтому мозаичные работы из камня как украшение интерьеров, садов и зданий и по сегодняшний день создаются вручную.
Справедливости ради, стоит сказать, что небольшие изменения в технологии все же произошли, поэтому существует два способа создания рисунка мозаики из камня: традиционный на песке и современный на пластилине.

Огромным преимуществом современного способа изготовления мозаики признается то, что он дает возможность создавать рисунок на ее "лицевой стороне", только эта и стало причиной значительных перемен в технологии столь консервативного по средствам искусства. Отличаются способы только временной основой, на которой создается эскиз рисунка и по мнению не только мастеров замена песка пластилином заметно облегчила и саму работу над мозаикой. Судите сами:
1. При традиционном способе песок нужно заранее подготовить: удалить из него камешки, части засохших растений,комочки глины и просто случайно попавший в него мусор. Затем песок нужно промыть, чтобы окончательно удалить грязь. Лишь только после того, как вода над ним будет оставаться при перемешивании прозрачной, песок можно просушить. Такая требовательность к чистоте позволяет избежать прилипания песка к камням, что сильно сказывается на качестве мозаики. Пластилин же такой подготовки не требует, нужно только купить не тот для предлагается для детского творчества, а специальный скульптурный или для декоративных работ.

2. Песком нужно засыпать рамку-опалубку примерно на три четверти ее высоты и выровнять его дощечкой. Между рамкой и столом или любой другой рабочей поверхностью не должно быть щелей, иначе песок будет высыпаться и его поверхность перестанет быть ровной. По традиции опалубку прикрепляли к столу по периметру глиной, что позволяло избежать появления щелей, но сдвинуть ее до окончания работы над эскизом было невозможно. В современном способе все гораздо проще: нужно брусок пластилина раскатывают в пласт толщиной 2 - 4 см, к которому прикладывают опалубку и по ее оттиску на пластилине вырезают "временную площадку" для эскиза. Поддерживать ее опалубкой не придется.

Немного о подготовке камней или гальки для работы: обычно предварительная подготовка такого материала ограничивается только мытьем в теплой воде с мылом или чистящим средством с помощью жесткой щетки, которая способна удалить грязь из самых мелких трещин. В последнее время в продаже появились специальные растворы для очищения камня. Часть из них способна заставить камни сверкать от чистоты, но состоят они из настолько агрессивных веществ, что стоит десять раз подумать прежде, чем принести подобное в дом.

В разработке эскиза разницы между традиционным и современным способом изготовления мозаики нет. Он либо заранее рисуется на листе и используется как руководство по укладыванию камней, либо его просто нет, а есть только замысел, тогда колорит и композиция решаются сразу на материале.
Раньше камни старались вдавливать в песок так, чтобы наиболее плоская грань оказывалась сверху и очень много из них «уходило в брак» из-за своей овальной или округлой формы. По этой же причина не очень жаловали мастера и гальку, которая из-за своих отшлифованных морем форм плохо держалась в закрепляющем слое мозаики. Чуть позже камни научились разбивать на половинки, четвертинки и так далее. Это умение сильно изменило внешний вид мозаики и требования к материалу.

Дорожки из расколотой пополам гальки настолько понравились публике, что сегодня из нее и создается большинство мозаичных работ. Тех, кто желает создать самостоятельно нечто подобное, хочется сразу предостеречь от возможного разочарования: работать на быстро застывающем растворе могут очень немногие мастера, к которым такое умение пришло только после нескольких лет практики.

В рисунок камни укладывают либо максимально плотно друг к другу, либо с промежутками, которые затем заполняются скрепляющим раствором. Последний можно при желании подкрасить минеральными или органическими пигментами.
Если говорить об особенностях выбора рисунка для мозаики, то нужно помнить, что мозаичные изображения отличает четкость и не стоит с ее помощью пытаться говорить языком живописи, слишком уж различны они по технике.

Заливка рисунка закрепляющим составом.

Созданный из камня, кусочков плитки и гальки рисунок покрывают клеем и накрывают чуть большим по размерам лоскутом из прочной ткани или нетканого материала. Раньше мастера предпочитали на этом этапе использовать столярный клей, а сегодня все больше отдают предпочтение синтетическим, которые не нужно варить. В любом случае клею нужно дать время прочно приклеить к камням ткань, ведь роль временной основы на следующем этапе работы придется выполнять ей.

Немного об опалубке: ее сколачивают из толстых прямых досок или выгибают из полосок листового металла. Опалубка может быть треугольной, четырехугольной, круглой и овальной. Высота ее бортов зависит от величины камней и масштаба мозаики. Опалубки круглых, овальных и сложных форм принято при заливке скрепляющим раствором вставлять в прямоугольную опалубку, чтобы избежать деформации формы.

Убедившись, что ткань плотно приклеилась к рисунку, переворачивают всю заготовку пластилином вверх. Аккуратно снимают его и помещают ткань с мозаичным рисунком из камня внутрь опалубки.

Готовят закрепляющий раствор. Раньше в этой роли выступал обычно цемент, одну часть которого смешивали с двумя частями песка и разводили водой до густоты сметаны. Кто-то и сегодня придерживается этого состава, а кто-то предпочитает использовать специально созданные закрепляющие растворы.

В любом случае заливать их в опалубку нужно тонкими слоями, каждый из которых тщательно разровнять мастерком перед заливкой следующего. Очень важно, чтобы не было пустот.

Опалубку с мозаики, залитой цементным раствором снимают обычно через сутки. Если выбран клей для камня, то нужно уточнить время его окончательного затвердения дополнительно.

Остается только удалить ткань с мозаики и очистить ее поверхность от остатков клей.

Так создается мозаика из камня или гальки наиболее простым и доступным способом.

Своими руками выполнить красивую мозаику из гальки может любой человек, даже не владеющий мастерством, просто надо набраться терпения и воплотить свои идеи в жизнь. Прежде чем начать работу, следует запастись необходимым материалом.

Стоит сразу отметить, что галька бывает трех видов – морская, речная и озерная. Морская галька более прочная, именно поэтому ей отдают предпочтение. Посмотрите на фото несколько вариантов дизайнерского оформления садовых дорожек.

Узоры из гальки будут красивым украшением любого интерьера – их можно выложить на стене, на бордюрах и на заборах.

Создаем мозаику из гальки своими руками из натуральной гальки

Мозаика гальки и каменная самая прочная и долговечная. Связанная цементным раствором она имеет преимущество перед другими материалами. Так же она обходиться намного дешевле по себестоимости.

Для работы понадобится:
  • Натуральная галька.
  • Песок речной.
  • Стальная сетка с ячейками 10 х 10 см.
  • Мешковина.
  • Гвозди.
  • Доски.
  • Цемент.
  • Молоток.
  • Ножовка.
  • Кисть.
  • Щетка.
  • Ведро для клея.
Технологический процесс:
  1. Прежде чем начать работу, следует запастись хорошим поделочным материалом - природной галькой. Собранные с берегов водоемов, горных склонов и с полей камни следует хорошо промыть в теплой воде с моющими средствами. Удалите из трещин всю грязь с помощью щетки. Рассортируйте их по цвету.
  2. Речной песок просушите и просейте.
  3. Разведите в ведре столярный клей.
  4. Составьте эскиз узора. Затем сделайте из досок опалубку высотой 8 - 10 см, к ней приколотите дно из фанеры.
  5. Засыпьте в опалубку песок – 3 - 4 см высотой.
  6. Выложите камни поверх песка соответственно эскизу. Они должны лежать плотно, вверх плоскими гранями.
  7. Нанесите клей на мешковину, не трогая края, и расстелите ее клеевой стороной на мозаику. Сверху разгладьте мешковину рукой.
  8. После того как клей хорошо высохнет, переверните мешковину вверх камнями. Если какие-то камешки отвалятся, заново приклейте их на свое место. Все лишнее сметите щеткой.
  9. Песок пересыпьте в ведро, а мешковину с камнями уложите в опалубку.
  10. Приготовьте цементный раствор 1 Х 2,хорошо перемешайте его и выложите половину раствора в опалубку.
  11. На цемент уложите стальную сетку для армирования.
  12. На сетку выложите оставшуюся вторую часть цемента.
  13. 2 – 3 дня, регулярно обильно смачивайте раствор водой., чтобы он становился прочнее.
  14. После того как мозаика основательно высохнет, переверните ее и смочив водой уберите мешковину.
  15. Покройте мозаику прозрачным лаком.

Делаем каменный пол в ванной комнате из натуральной природной гальки

Так как морская галька самая прочная, то для ванной комнаты это идеальный вариант, природный материал способен выдержать повышенную влажность. Смотреться такой пол будет необычно и оригинально.

Для работы вам понадобятся:
  • Морская галька.
  • Плиточный клей.
  • Шпатель резиновый и зубчиками.
  • Кисточка.
  • Поролоновая губка.

Камешки хорошо промойте и очистите от загрязнений. Затем выберите одинаковые по форме и размеру камни, распланируйте их укладку по цветам.

Пол следует выровнять и загрунтовать, после чего на пол можно будет выкладывать гальку.

Укладка камешков.

Нанесите зубчатым шпателем клей на небольшой участок пола, толщиной 1,5 см. и начинайте выкладывать узор по задуманной схеме. Камешки должны лежать плотно друг к другу. Слегка придавливайте их, утапливая в клей на 1/3. Закончив укладку до конца, оставьте мозаику на несколько дней до полного высыхания клея. Когда клей хорошо высохнет, сделайте затирку при помощи резинового шпателя. После затирки, сразу протрите всю поверхность мокрой губкой, выравнивая швы и удаляя излишки затирки. По истечении двух суток, пол можно помыть водой, просушить и покрыть водостойким лаком. Через 10 – 12 часов по полу можно ходить.

Такой пол будет не только оригинальным украшением интерьера ванной комнаты, но и долговечным и крепким продуктом.

Если у вас дома накопилось некоторое количество битой плитки, то аналогичным способом можно выложить пол из нее.

Видео по теме статьи